Разработка учетной политики
Как показывает практика, разработка учетной политики предприятия требует предельно внимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года. Во-вторых, с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия. И в-третьих, элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов.
Формирование учетной политики предприятия прежде всего следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации, поскольку профессиональная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения.
Обращаем ваше внимание на то, что мы рекомендуем Положение об учетной политике предприятия оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений, стандартов и т.п.), первый из которых должен быть посвящен учетной политике предприятия в области бухгалтерского учета, а второй — учетной политике в области налогообложения.
В настоящее время становится очевидным, что бухгалтерский и налоговый учет являются двумя абсолютно разными системами учета. Бухгалтерский учет призван обеспечить объективной информацией об организации заинтересованных пользователей, в то время как налоговый должен служить единственной цели — правильному расчету налоговых платежей. Конечно, расчет налоговых платежей в целом будет базироваться на бухгалтерских данных. Однако следование при отражении операций в бухгалтерском учете правилам, закрепленным в Налоговом кодексе РФ, в ряде случаев может повлечь недостоверность отчетности. Ярким примером является установление сроков полезного использования основного средства в бухгалтерском учете в соответствии с Классификацией, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Бухгалтерский учет находится в начале пути к серьезным преобразованиям. Минфин РФ в Приказе от 07.06.2017 N 85н утвердил новую Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, где указано, что вступление в силу новых стандартов планируется на 2019 — 2021 годы.
При формировании учетной политики, мы обращаем внимание на следующие аспекты.
С 06.08.2017 внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций».
Как указано в Информационном сообщении Минфина от 02.08.2017 N ИС-учет-9, главные цели изменений — упорядочение процедуры формирования УП организации, активизация применения МСФО при выработке учетной политики, а также приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Так, согласно новым правилам в случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.
Расширено понятие рациональности при формировании учетной политики.
Для организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность, в случае, если правила МСФО отличаются от российских стандартов, разрешено использовать правила МСФО.
Кроме того, для всех организаций, формирующих учетную политику, расставлены приоритеты формирования учетной политики в случае отсутствия в российских стандартах конкретных правил учета. Организация должна использовать и последовательно следующие документы:
а) МСФО;
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов БУ по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
Обновлены положения в отношении возможности отступлений от правил учета, раскрытия информации в пояснениях и др. вопросы.
И наконец, отменена обязанность раскрывать изменения учетной политики на следующий год в отчетности предыдущего.
С введением указанных изменений необходимо проанализировать положения учетной политики, и в случае несоответствия названным требованиям внести корректировки. То есть уже сейчас очевидна постепенная активизация применения МСФО при выработке учетной политики.
Претерпели изменения некоторые нормы Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, уточнен статус ПБУ, утвержденных Минфином РФ в период с 1 октября 1998 года до 1 января 2013 года, которые с момента вступления в силу этого Закона признаны ФСБУ.
Федеральным законом от 18.07.2017 N 164-ФЗ хозяйствующим субъектам, составляющим консолидированную отчетность, предоставлена возможность устанавливать для консолидированной отчетности отчетный год, отличный от календарного года (с обязательной фиксацией такого порядка в учредительных документах). Реализуя данное право, организация устанавливает даты начала и окончания отчетного года (например, 1 апреля — 31 марта, 1 сентября — 31 августа, т.е. продолжительность отчетного года должна быть равна продолжительности календарного года (365 или 366 дням).
Приказами Минтранса от 18.01.2017 N 17 и от 07.11.2017 N 476 внесены изменения в реквизиты путевого листа, которые обязательно должны быть в утвержденной организацией форме первичного документа. Сейчас контролер технического состояния автотранспортных средств должен проставлять дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Эта запись заверяется подписью контролера с указанием фамилии и инициалов. Кроме того, компании и ИП обязаны будут указывать в путевом листе дополнительные сведения о себе (ОГРН или ОГРИП). Соответственно, при утверждении форм первичных документов в качестве приложений к учетной политике необходимо учитывать обновленный перечень обязательных реквизитов путевых листов.
В 2017 году начал действовать новый формат, утвержденный Приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, для составления счетов-фактур в электронной форме. С 1 июля 2017 года согласно Приказу ФНС от 20.05.2016 N ММВ-7-15/329@ утратили силу форматы товарной накладной по унифицированной форме N ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг) и начинает функционировать формат представления документа о передаче товаров при торговых операциях и документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг).
В заключение отметим, что Приказом Минфина от 09.11.2017 N 180н дополнено новыми нормами ПБУ 3/2006 «Учет требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте», которые вступят в силу в 2019 году. Так, в частности, появится новая норма о том, что при отсутствии официального курса иностранной валюты к рублю стоимость актива или обязательства пересчитывается в рубли по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ. А пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости всех активов и обязательств (а не только как сейчас перечисленных в пункте 7 ПБУ 3/2006), используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ, в рубли будет производиться по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ, действующему на отчетную дату.
Еще раз отметим, что указанные положения применяются только с 2019 года, следовательно большинство из них влияния на формирование учетной политики на 2018 год не оказывают.
Однако в Письме Минфина России от 19 января 2018 г. N 07-04-09/2694 рассмотрены вопросы бухгалтерского учета, на которые Минфин РФ призвал обратить внимание аудиторские организации при аудите отчетности за 2017 год, где, в частности, Минфин РФ рекомендует использовать кросс-курс иностранных валют для пересчета валюты в рубли, если курс валюты не установлен. В результате, несмотря на то что изменения в ПБУ 3/2006 вступят в силу только в 2019 году, ряд указанных положений можно зафиксировать в учетной политике уже на 2018 год.
Задать вопрос о сотрудничестве, наших услугах и их стоимости вы можете удобным для вас способом:
Оставьте заявку он-лайн
Если Вы заинтересовались возможностью сотрудничества, пожалуйста свяжитесь с нами: