Бухгалтерия

Бухгалтерское обслуживание

Бухгалтерский учет обязаны вести как организации, так и индивидуальные предприниматели независимо от применяемого режима налогообложения (пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Исключение из этого правила сделано для индивидуальных предпринимателей, которые ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, в порядке, установленном налоговым законодательством РФ (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Оказывать услуги по ведению бухучета может только исполнитель, у которого (ч. 4, 6 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

1. есть высшее образование,

2. стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности или аудиторской деятельностью, составляет:

— три года и более из последних пяти календарных лет — для исполнителей с высшим образованием в области бухгалтерского учета и аудита;

— пять и более лет из последних семи календарных лет — для исполнителей с высшим образованием в другой области.

3. нет неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. К таким преступлениям, в частности, относятся преступления в сфере экономической деятельности, хищения (в том числе мошенничество), злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп.

Если исполнителем выступает юридическое лицо, то у него должен быть хотя бы один работник (с которым заключен трудовой договор), отвечающий указанным требованиям (ч. 6 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).

Если у вас нет бухгалтера, то удобнее всего передать в одни руки не только бухгалтерский, но и налоговый учет, включая составление всей отчетности.

Вы можете предусмотреть в договоре возможность оказания по отдельному запросу дополнительной услуги, в частности, по представлению интересов вашей организации в налоговом органе или суде. Профессиональный бухгалтер может не только вести бухучет, но и оказывать консультационные услуги: давать консультации по вопросам бухучета и налогообложения как на постоянной основе, так и разово.

Налаженное, четко регламентированное взаимодействие сторон позволит обеспечить условия для надлежащего оказания услуг.

Сведения, передаваемые исполнителю в процессе исполнения договора, могут быть для заказчика информацией, составляющей коммерческую тайну. Поэтому в договор можно включить условие о недопущении к этой информации лиц, не являющихся непосредственными исполнителями по договору. Это допустимо в силу п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне.

Восстановление бухгалтерского и налогового учета

Бухгалтерский учет обязаны вести как организации, так и индивидуальные предприниматели независимо от применяемого режима налогообложения (пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

При восстановлении в организации бухгалтерского учета мы руководствуемся перечнем вопросов постановки бухгалтерского учета:

I. Аппарат и организация работы бухгалтерии. Анализируются следующие аспекты:

Штат бухгалтерии, его укомплектованность. Распределение обязанностей между сотрудниками, должностные инструкции. Работа по повышению деловой квалификации сотрудников бухгалтерии. Имеется ли утвержденное положение о бухгалтерии. Наличие планов работы бухгалтерии. Наличие основных инструктивных материалов по бухгалтерскому учету и отчетности. Обеспеченность бухгалтерскими книгами и бланками учета и отчетности.

Какая работа проводится со счетными кадрами подчиненных учреждений, предприятий и организаций (курсовые мероприятия, семинары, совещания и пр.). Общая характеристика этих кадров. Укомплектованность штатов счетных работников на местах.

II. Общая характеристика бухгалтерского учета. Анализируются следующие аспекты:

По какой системе и форме ведется бухгалтерский учет (мемориально-ордерная, журнально-ордерная). Состояние всех регистров синтетического и аналитического учета: отсталость (если имеется) по отдельным балансовым счетам (указать по каким). Состояние первичной документации, применение утвержденных типовых и специализированных форм бланков.

III. Состояние кассы и учета денежных средств. Анализируются следующие аспекты:

Имеется ли в организации должность кассира и помещение для него или денежные операции производятся подотчетным лицом. Обеспечены ли надлежащие условия для хранения денежной наличности. Состояние записей в кассовой книге и остаток наличных денег в кассе (составить отдельный акт). Какие другие ценности хранятся в кассе учреждения (организации, предприятия) и соответствие их бухгалтерским записям. Перечень всех счетов денежных средств учреждения (организации, предприятия) с указанием их номеров и отделений банков. Остатки средств по каждому счету согласно выпискам банка, сверенных с данными учета. Наличие чековых книжек, номера неиспользованных чеков.

IV. Состояние учета расчетных операций. Анализируются следующие аспекты:

Реальность дебиторской и кредиторской задолженности. Наличие просроченной и безнадежной дебиторской задолженности с указанием виновных в этом лиц. Наличие не перечисленных своевременно в бюджет сумм: по налогам с рабочих и служащих, просроченной кредиторской задолженности, от реализации основных средств и материальных ценностей и др. сумм. Наличие актов сверки взаимных расчетов, на какую дату урегулированы расхождения.

V. Состояние учета основных средств. Анализируются следующие аспекты:

Когда последний раз была проведена инвентаризация имущества. Полнота и качество инвентаризации. Инвентарные описи, в каком виде и у кого они хранятся. Ответственные хранители ценностей, имеется ли приказ об их назначении.

VI. Состояние материального учета. Анализируются следующие аспекты:

Наличие актов выверки бухгалтерских записей с записями материально ответственных лиц, дата последней выверки. Когда инвентаризовались материальные ценности, результаты проведенных инвентаризаций. Полнота и качество инвентаризаций. Состояние аналитического учета материалов.

VII. Отчетность. Анализируются следующие аспекты:

Соблюдение отчетной дисциплины: установленные и фактические сроки представления отчетности в текущем году. Качество представляемой отчетности, рекламации вышестоящей организации по отчетности. Решение вышестоящей организации по годовому отчету и проведенные мероприятия по выполнению предложений.

Для учреждений и организаций имеющих подведомственную сеть: перечень отчитывающихся учреждений, предприятий и организаций. Состояние отчетной дисциплины: сроки и фактическое представление отчетов, их качество, порядок и сроки рассмотрения и утверждения отчетов. Своевременность доведения решений до мест и контроль за выполнением решений.

VIII. Финансовое состояние хозяйства, штаты и фонды заработной платы

Годовые сметы: на содержание бюджетного учреждения и по специальным средствам, их исполнение. Финансирование, открытое в счет сметы, и его использование (кассовый расход). Наличие у организации (предприятия) годовых смет административно-управленческих, цеховых и других расходов, утвержденных в надлежащем порядке: фактическое их исполнение. Наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств по последнему балансу хозяйственной организации (предприятия). Обеспеченность организации (предприятия) оборотными средствами в сопоставлении с планом. Сравнение установленных нормативов с фактическими остатками нормируемых средств по последнему балансу. Ссуды банка, состояние задолженности по срокам погашения.

Наличие утвержденных штатных расписаний. Отклонения фактических данных по должностям и окладам от утвержденного штатного расписания. Фонд заработной платы штатного и нештатного персонала и его использование.

IX. Ревизия и инспектирование

Когда последний раз было обревизовано учреждение, организация, предприятие и за какой период. Как выполнены указания по результатам ревизии.

Для имеющих подчиненные учреждения, организации и предприятия: штат ревизоров, его укомплектованность. Имеются ли утвержденные планы ревизионной работы. Перечень объектов, не обревизованных более года, двух лет. Результаты ревизий (основные нарушения и недочеты). Решения по ревизиям и контроль за выполнением решений. Акты, по которым не приняты решения. Проведение тематических проверок в подчиненных учреждениях, организациях и предприятиях. Наличие случаев недостач и хищений, какие приняты меры по их взысканию и привлечению виновных лиц к ответственности.

X. Хранение документов

Обеспеченность надлежащего хранения и учета бланков строгой отчетности. Обеспеченность хранения архива бухгалтерских документов, имеются ли описи дел, подшиты и пронумерованы ли документы. Правильно ли произведено изъятие документов по причине истечения предельного срока хранения.

Постановка бухгалтерского и налогового учета

Бухгалтерский учет обязаны вести как организации, так и индивидуальные предприниматели независимо от применяемого режима налогообложения (пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

При постановке в организации бухгалтерского учета мы руководствуемся перечнем вопросов постановки бухгалтерского учета:

I. Аппарат и организация работы бухгалтерии. Анализируются следующие аспекты:

Штат бухгалтерии, его укомплектованность. Распределение обязанностей между сотрудниками, должностные инструкции. Работа по повышению деловой квалификации сотрудников бухгалтерии. Имеется ли утвержденное положение о бухгалтерии. Наличие планов работы бухгалтерии. Наличие основных инструктивных материалов по бухгалтерскому учету и отчетности. Обеспеченность бухгалтерскими книгами и бланками учета и отчетности.

Какая работа проводится со счетными кадрами подчиненных учреждений, предприятий и организаций (курсовые мероприятия, семинары, совещания и пр.). Общая характеристика этих кадров. Укомплектованность штатов счетных работников на местах.

II. Общая характеристика бухгалтерского учета. Анализируются следующие аспекты:

По какой системе и форме ведется бухгалтерский учет (мемориально-ордерная, журнально-ордерная). Состояние всех регистров синтетического и аналитического учета: отсталость (если имеется) по отдельным балансовым счетам (указать по каким). Состояние первичной документации, применение утвержденных типовых и специализированных форм бланков.

III. Состояние кассы и учета денежных средств. Анализируются следующие аспекты:

Имеется ли в организации должность кассира и помещение для него или денежные операции производятся подотчетным лицом. Обеспечены ли надлежащие условия для хранения денежной наличности. Состояние записей в кассовой книге и остаток наличных денег в кассе (составить отдельный акт). Какие другие ценности хранятся в кассе учреждения (организации, предприятия) и соответствие их бухгалтерским записям. Перечень всех счетов денежных средств учреждения (организации, предприятия) с указанием их номеров и отделений банков. Остатки средств по каждому счету согласно выпискам банка, сверенных с данными учета. Наличие чековых книжек, номера неиспользованных чеков.

IV. Состояние учета расчетных операций. Анализируются следующие аспекты:

Реальность дебиторской и кредиторской задолженности. Наличие просроченной и безнадежной дебиторской задолженности с указанием виновных в этом лиц. Наличие не перечисленных своевременно в бюджет сумм: по налогам с рабочих и служащих, просроченной кредиторской задолженности, от реализации основных средств и материальных ценностей и др. сумм. Наличие актов сверки взаимных расчетов, на какую дату урегулированы расхождения.

V. Состояние учета основных средств. Анализируются следующие аспекты:

Когда последний раз была проведена инвентаризация имущества. Полнота и качество инвентаризации. Инвентарные описи, в каком виде и у кого они хранятся. Ответственные хранители ценностей, имеется ли приказ об их назначении.

VI. Состояние материального учета. Анализируются следующие аспекты:

Наличие актов выверки бухгалтерских записей с записями материально ответственных лиц, дата последней выверки. Когда инвентаризовались материальные ценности, результаты проведенных инвентаризаций. Полнота и качество инвентаризаций. Состояние аналитического учета материалов.

VII. Отчетность. Анализируются следующие аспекты:

Соблюдение отчетной дисциплины: установленные и фактические сроки представления отчетности в текущем году. Качество представляемой отчетности, рекламации вышестоящей организации по отчетности. Решение вышестоящей организации по годовому отчету и проведенные мероприятия по выполнению предложений.

Для учреждений и организаций имеющих подведомственную сеть: перечень отчитывающихся учреждений, предприятий и организаций. Состояние отчетной дисциплины: сроки и фактическое представление отчетов, их качество, порядок и сроки рассмотрения и утверждения отчетов. Своевременность доведения решений до мест и контроль за выполнением решений.

VIII. Финансовое состояние хозяйства, штаты и фонды заработной платы

Годовые сметы: на содержание бюджетного учреждения и по специальным средствам, их исполнение. Финансирование, открытое в счет сметы, и его использование (кассовый расход). Наличие у организации (предприятия) годовых смет административно-управленческих, цеховых и других расходов, утвержденных в надлежащем порядке: фактическое их исполнение. Наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств по последнему балансу хозяйственной организации (предприятия). Обеспеченность организации (предприятия) оборотными средствами в сопоставлении с планом. Сравнение установленных нормативов с фактическими остатками нормируемых средств по последнему балансу. Ссуды банка, состояние задолженности по срокам погашения.

Наличие утвержденных штатных расписаний. Отклонения фактических данных по должностям и окладам от утвержденного штатного расписания. Фонд заработной платы штатного и нештатного персонала и его использование.

IX. Ревизия и инспектирование

Когда последний раз было обревизовано учреждение, организация, предприятие и за какой период. Как выполнены указания по результатам ревизии.

Для имеющих подчиненные учреждения, организации и предприятия: штат ревизоров, его укомплектованность. Имеются ли утвержденные планы ревизионной работы. Перечень объектов, не обревизованных более года, двух лет. Результаты ревизий (основные нарушения и недочеты). Решения по ревизиям и контроль за выполнением решений. Акты, по которым не приняты решения. Проведение тематических проверок в подчиненных учреждениях, организациях и предприятиях. Наличие случаев недостач и хищений, какие приняты меры по их взысканию и привлечению виновных лиц к ответственности.

X. Хранение документов

Обеспеченность надлежащего хранения и учета бланков строгой отчетности. Обеспеченность хранения архива бухгалтерских документов, имеются ли описи дел, подшиты и пронумерованы ли документы. Правильно ли произведено изъятие документов по причине истечения предельного срока хранения.

Разработка учетной политики

Как показывает практика, разработка учетной политики предприятия требует предельно внимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года. Во-вторых, с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия. И в-третьих, элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов.

Формирование учетной политики предприятия прежде всего следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации, поскольку профессиональная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения.

Обращаем ваше внимание на то, что мы рекомендуем Положение об учетной политике предприятия оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений, стандартов и т.п.), первый из которых должен быть посвящен учетной политике предприятия в области бухгалтерского учета, а второй — учетной политике в области налогообложения.

В настоящее время становится очевидным, что бухгалтерский и налоговый учет являются двумя абсолютно разными системами учета. Бухгалтерский учет призван обеспечить объективной информацией об организации заинтересованных пользователей, в то время как налоговый должен служить единственной цели — правильному расчету налоговых платежей. Конечно, расчет налоговых платежей в целом будет базироваться на бухгалтерских данных. Однако следование при отражении операций в бухгалтерском учете правилам, закрепленным в Налоговом кодексе РФ, в ряде случаев может повлечь недостоверность отчетности. Ярким примером является установление сроков полезного использования основного средства в бухгалтерском учете в соответствии с Классификацией, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Бухгалтерский учет находится в начале пути к серьезным преобразованиям. Минфин РФ в Приказе от 07.06.2017 N 85н утвердил новую Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, где указано, что вступление в силу новых стандартов планируется на 2019 — 2021 годы.

При формировании учетной политики, мы обращаем внимание на следующие аспекты.

С 06.08.2017 внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций».

Как указано в Информационном сообщении Минфина от 02.08.2017 N ИС-учет-9, главные цели изменений — упорядочение процедуры формирования УП организации, активизация применения МСФО при выработке учетной политики, а также приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Так, согласно новым правилам в случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

Расширено понятие рациональности при формировании учетной политики.

Для организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность, в случае, если правила МСФО отличаются от российских стандартов, разрешено использовать правила МСФО.

Кроме того, для всех организаций, формирующих учетную политику, расставлены приоритеты формирования учетной политики в случае отсутствия в российских стандартах конкретных правил учета. Организация должна использовать и последовательно следующие документы:

а) МСФО;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов БУ по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

Обновлены положения в отношении возможности отступлений от правил учета, раскрытия информации в пояснениях и др. вопросы.

И наконец, отменена обязанность раскрывать изменения учетной политики на следующий год в отчетности предыдущего.

С введением указанных изменений необходимо проанализировать положения учетной политики, и в случае несоответствия названным требованиям внести корректировки. То есть уже сейчас очевидна постепенная активизация применения МСФО при выработке учетной политики.

Претерпели изменения некоторые нормы Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, уточнен статус ПБУ, утвержденных Минфином РФ в период с 1 октября 1998 года до 1 января 2013 года, которые с момента вступления в силу этого Закона признаны ФСБУ.

Федеральным законом от 18.07.2017 N 164-ФЗ хозяйствующим субъектам, составляющим консолидированную отчетность, предоставлена возможность устанавливать для консолидированной отчетности отчетный год, отличный от календарного года (с обязательной фиксацией такого порядка в учредительных документах). Реализуя данное право, организация устанавливает даты начала и окончания отчетного года (например, 1 апреля — 31 марта, 1 сентября — 31 августа, т.е. продолжительность отчетного года должна быть равна продолжительности календарного года (365 или 366 дням).

Приказами Минтранса от 18.01.2017 N 17 и от 07.11.2017 N 476 внесены изменения в реквизиты путевого листа, которые обязательно должны быть в утвержденной организацией форме первичного документа. Сейчас контролер технического состояния автотранспортных средств должен проставлять дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Эта запись заверяется подписью контролера с указанием фамилии и инициалов. Кроме того, компании и ИП обязаны будут указывать в путевом листе дополнительные сведения о себе (ОГРН или ОГРИП). Соответственно, при утверждении форм первичных документов в качестве приложений к учетной политике необходимо учитывать обновленный перечень обязательных реквизитов путевых листов.

В 2017 году начал действовать новый формат, утвержденный Приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, для составления счетов-фактур в электронной форме. С 1 июля 2017 года согласно Приказу ФНС от 20.05.2016 N ММВ-7-15/329@ утратили силу форматы товарной накладной по унифицированной форме N ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг) и начинает функционировать формат представления документа о передаче товаров при торговых операциях и документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг).

В заключение отметим, что Приказом Минфина от 09.11.2017 N 180н дополнено новыми нормами ПБУ 3/2006 «Учет требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте», которые вступят в силу в 2019 году. Так, в частности, появится новая норма о том, что при отсутствии официального курса иностранной валюты к рублю стоимость актива или обязательства пересчитывается в рубли по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ. А пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости всех активов и обязательств (а не только как сейчас перечисленных в пункте 7 ПБУ 3/2006), используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ, в рубли будет производиться по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ, действующему на отчетную дату.

Еще раз отметим, что указанные положения применяются только с 2019 года, следовательно большинство из них влияния на формирование учетной политики на 2018 год не оказывают.

Однако в Письме Минфина России от 19 января 2018 г. N 07-04-09/2694 рассмотрены вопросы бухгалтерского учета, на которые Минфин РФ призвал обратить внимание аудиторские организации при аудите отчетности за 2017 год, где, в частности, Минфин РФ рекомендует использовать кросс-курс иностранных валют для пересчета валюты в рубли, если курс валюты не установлен. В результате, несмотря на то что изменения в ПБУ 3/2006 вступят в силу только в 2019 году, ряд указанных положений можно зафиксировать в учетной политике уже на 2018 год.

Задать вопрос о сотрудничестве, наших услугах и их стоимости
вы можете удобным для вас способом:

Оставьте заявку он-лайн

Если Вы заинтересовались возможностью сотрудничества, пожалуйста свяжитесь с нами:

    Нажимая кнопку "Отправить", я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности