Налоги

Налоговое планирование

Налоговое планирование — это действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Необходимость налогового планирования определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающим различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговое планирование можно определить как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок, особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи и их «компенсация» может повлечь за собой крупные финансовые потери.

Планирование является непрерывным процессом хозяйственной деятельности предприятия, поскольку налоговое законодательство очень изменчиво. При осуществлении налогового планирования организация создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты налогового планирования с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи налогового планирования наилучшим образом. Схема налогового планирования представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям. При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики.

Таким образом, налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Основными целями налогового планирования являются:

— оптимизация налоговых платежей;

— минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;

— повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации и повышения эффективности ее работы.

За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и дальнейшего эффективного развития производства.

Налоговая оптимизация

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения — два взаимосвязанных понятия.

Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу недопущения большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия.

Из всех способов налоговой оптимизации наиболее эффективным и часто используемым способом является минимизация налогов, то есть уменьшение суммы налогов. Минимизация представляет собой определенные целенаправленные действия налогоплательщика, позволяющие избежать или в определенной степени уменьшить налоговое бремя организации (уменьшить производимые выплаты в пользу государства в виде налогов, сборов, пошлин и т.д.). Таким образом, минимизация налогов подразумевает определенные умышленные действия, заранее осознанные способы налогоплательщика, результатом которых будет налоговая экономия. Поэтому подходы налогоплательщика к минимизации налогов должны быть обдуманными, для того чтобы минимизация налогов не превратилась в умышленное уклонение от налогов, что в дальнейшем приведет организации к финансовым санкциям.

Минимизация налогов — это определенные конкретные действия налогоплательщика по уменьшению налогов, которых достаточно много.

Неудачная налоговая оптимизация приводит к конфликтам не только с налоговыми органами, но и предприятий со своими контрагентами и работниками

Обжалование актов налоговой проверки

Большинство налоговых проверок организаций заканчиваются доначислением налогов. Поэтому и вопрос об обжаловании актов, действий и решений налоговых органов, принятых или вынесенных по результатам проведения налоговых проверок, неизменно актуален.

Получив на руки акт налоговой проверки и ознакомившись с изложенными в нем выводами налогового инспектора, не стоит волноваться. Акт налоговой проверки (камеральной или выездной) — это еще не решение налогового органа, он не содержит обязательных для вас предписаний.

Именно поэтому налоговое законодательство не предусматривает возможность обжалования акта налоговой проверки (действий по его составлению) в суд или вышестоящий налоговый орган. Ведь актом налоговой проверки не могут быть нарушены никакие права налогоплательщика. То есть вы сможете возразить на акт, однако обжалованию в вышестоящем налоговом органе или в суде сам по себе акт выездной проверки не подлежит. Он не является окончательным решением по результатам проверки и не содержит предписаний, обязательных для налогоплательщика.

Иными словами, акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, не нарушает прав налогоплательщика, а значит, не относится к актам, которые можно обжаловать (ст. 137 НК РФ). Обжаловано может быть только решение по результатам проверки.

Этот вывод подтверждает позиция Конституционного Суда РФ (см. Определение от 27.05.2010 N 766-О-О)

Вместо этого вам предоставлено право, если вы частично или полностью не согласны с выводами инспектора, изложенными в акте налоговой проверки, представить на акт письменные возражения в течение одного месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Кроме того, вы сможете впоследствии обжаловать в вышестоящий орган и суд решение налогового органа, которое будет принято на основании акта налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 138 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с фактами, приведенными в акте налоговой проверки, и выводами проверяющих, он вправе подать возражения. Возражения подаются в письменном виде. Они могут касаться как акта налоговой проверки в целом, так и отдельных его частей (п. 6 ст. 100 НК РФ).

При написании возражений целесообразно сосредоточиться на вопросах, которые касаются существа проверки (сумма доначислений, документальное подтверждение фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика). На вопросах, связанных с нарушениями процедуры проверки, например сроков ее проведения, делать акцент не стоит.

Порядок представления возражений на акт налоговой проверки установлен в п. 6 ст. 100 НК РФ.

Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится один месяц со дня получения экземпляра такого акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

По правилам п. 5 ст. 6.1 НК РФ указанный срок истекает в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта налоговой проверки.

По истечении указанного срока у налоговиков есть 10 рабочих дней, чтобы рассмотреть материалы проверки и вынести решение по ее результатам (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Отметим, что вовремя представить возражения в инспекцию в ваших интересах. Ведь если она получит их позже установленного срока, может выйти так, что рассмотрение материалов проверки будет проходить без ваших возражений. А значит, и решение руководитель инспекции (его заместитель) может вынести без учета вашей позиции.

Поэтому мы рекомендуем вам предпринимать усилия, чтобы как можно раньше получить на руки акт налоговой проверки и вовремя представить на него возражения.

Представительство в налоговой инспекции

Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, налоговые органы также вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ). Вызов лиц в качестве свидетелей производится повесткой.

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26 НК РФ).

При этом следует обратить внимание, что при вызове работников, должностных лиц организации в налоговый орган участие их представителя возможно при наличии доверенности, выданной от имени физических лиц.

Налоговое законодательство не предусматривает ответственность физического лица, вызванного для дачи пояснений, за отказ от дачи пояснений. При этом за неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность (ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Задать вопрос о сотрудничестве, наших услугах и их стоимости
вы можете удобным для вас способом:

Оставьте заявку он-лайн

Если Вы заинтересовались возможностью сотрудничества, пожалуйста свяжитесь с нами:

    Нажимая кнопку "Отправить", я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности