Аудит

Обязательный аудит

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. (ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Обязательный аудит проводится в случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

В частности, это относится к:

  • Акционерным обществам (Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (пункт 3 статьи 88))
  • Государственным компаниям и корпорациям (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статьи 7.1, 7.2))
  • Государственным и муниципальным унитарным предприятиям (Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (статья 26))
  • Кредитным потребительским кооперативам (Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (статьи 28, 31))
  • Микрофинансовым компаниям (Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (статья 15))
  • Специализированным депозитариям и управляющим компаниям (Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (статья 9))
  • Субъектам, представляющим консолидированную финансовую отчетность (Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (статья 5) «О консолидированной финансовой отчетности»)
  • Туроператорам, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма (Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (статья 17.7))

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется в орган государственной статистики вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

В налоговые органы аудиторское заключение организации представлять не обязаны (Письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855, от 31.03.2014 N 13-11/030545).

Обращаем внимание на то, что с 1 января 2020 г. действуют изменения, внесенные в Закон «О бухгалтерском учете». См. Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ. Они касаются порядка составления и представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней за 2019 г. и последующие годы.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ предусматривает обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности организации, как правило, только в один адрес. В зависимости от вида экономической деятельности организации таким адресом является либо ФНС России, либо Банк России.

Все обязанные составлять бухгалтерскую отчетность организации, за исключением религиозных, кредитных и некредитных финансовых организаций, представляют один экземпляр своей составленной годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения (ранее — в орган государственной статистики (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) и налоговый орган). При этом отчетность представляется в следующем порядке:

форма представления — в виде электронного документа (ранее — на бумажном носителе или в виде электронного документа);

способ представления — по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

срок представления — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Годовая бухгалтерская отчетность Банка России в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах представляется не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом (ранее — не позднее 31 марта года, следующего за отчетным);

Если годовая бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то в налоговый орган вместе с экземпляром такой отчетности представляется аудиторское заключение о ней. Оно представляется:

в виде электронного документа (ранее — на бумажном носителе или в виде электронного документа);

вместе с экземпляром отчетности либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Кредитные и некредитные финансовые организации, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору, представляют свою годовую бухгалтерскую отчетность в Банк России. Формы, сроки и порядок представления этими организациями годовой бухгалтерской отчетности в Банк России устанавливаются соответствующим законодательством РФ и нормативными актами Банка России. Вместе с этой отчетностью указанные организации представляют в Банк России аудиторские заключения (если для них предусмотрен обязательный аудит).

Данные организации освобождены от представления своей годовой бухгалтерской отчетности непосредственно в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее — они были обязаны представлять свою отчетность в налоговые органы и в органы государственной статистики).

Новый порядок представления бухгалтерской отчетности вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. При этом субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г.; отчетность за 2019 г. такие субъекты могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору.

Нарушение срока представления отчетности в органы статистики влечет предупреждение или штраф (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 3 000 до 5 000 руб. — с организации;
  • от 300 до 500 руб. — с должностных лиц организации.

Штраф за нарушение срока представления отчетности в налоговый орган составит:

  • 200 руб. за каждую непредставленную форму — с организации (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • от 300 до 500 руб. — с должностных лиц организации (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Инициативный аудит

Инициативный аудит, по определению, не обязателен, проводится по инициативе организации, преследующей при этом различные цели:

  • контроль работы бухгалтерии
  • подготовка к налоговой проверке и т.п.

Инициативный аудит проводится в любое время по решению аудируемого лица. Законодательными актами определены категории субъектов и органов управления юридических лиц, которые вправе инициировать проведение аудита. Так, в силу ст. 48 Закона об ООО инициативный аудит может быть проведен по решению общего собрания участников, а также по требованию любого участника общества. В последнем случае оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится.

Налоговый аудит

Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды

Налоговый аудит предполагает проверку правильности ведения налогового учета организации, в том числе:

  • правильность осуществления расчетов налоговой базы и налоговых обязательств
  • правильность составления налоговой отчетности

Кроме того, в рамках налогового аудита организация может получить рекомендации о налоговой оптимизации, а также о налоговых рисках при проведении налоговых проверок.

Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов, в частности:

а) предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;

б) проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта включает в себя:

а) общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;

б) определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

в) проверка методики исчисления налоговых платежей;

г) правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;

д) оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

е) предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

Результат налогового аудита зависит от конкретной цели аудита и поставленных перед аудитором задач. Но в любом случае аудируемое лицо получает информацию о степени точности налогового учета и формируемых в итоге налоговых деклараций (расчетов), наличии либо отсутствии искажений начисленных налогов и страховых взносов, возможных последствиях при наличии выявленных искажений и способах их устранения и т.п.

Кадровый аудит

Кадровый аудит предполагает проверку документации по трудовым правоотношениям и кадровому учёту: трудовые договоры, приказы, распоряжения, должностные инструкции, локально нормативные акты и т.д.

Главная задача кадрового аудита — проверить, оценить и выявить нарушения в ведении документации отделом кадров. Довольно часто руководители не придают значения оформлению приказов, должностных инструкций и некоторых локальных нормативных актов. А зря, ведь они используются не только кадровиками, но и иными службами компании, например бухгалтерией — для расчета и выплаты заработной платы и иных выплат, юридическим отделом — для обоснования своей позиции в суде по трудовому или налоговому спору. Кадровая документация всегда должна быть в порядке.

Как часто проводить такой аудит, каждый работодатель решает самостоятельно. Он может быть приурочен к плановой проверке контролирующими органами, к смене руководителя кадровой службы или ее сотрудников и к иным случаям.

Экспресс-аудит

Данный вид исследований актуален для выявления проблем в ведении учета налогов и бухгалтерии. Многие ошибки возникают непреднамеренно, однако все равно значительно увеличивают риск пагубных последствий для фирмы, если именно в этот момент будет произведена плановая проверка со стороны налоговой. В таком случае траты средств на услуги бухгалтерского экспресс-аудита относятся к расходам на обложение налогами получаемой прибыли. 

От традиционного инициативного аудита экспресс-аудит бухгалтерского учета отличается следующими моментами:

  • более короткие сроки проведения (в пределах пяти суток);
  • производство меньшего количества операций;
  • меньшая цена. 

В свою очередь, от обязательного аудита процедура в формате экспресс отличается возможностью заказа по желанию руководства, а не в обязательном порядке в установленные законом сроки. Провести аудит бухгалтерской отчетности можно тогда, когда захочет владелец фирмы.

Участие аудитора в инвентаризации

 В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, проведение инвентаризаций обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки — передачи дел)
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса
  • в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации, либо в случаях, предусматриваемых локальными документами хозяйствующего субъекта

Цель проведения инвентаризации

Основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета
  • проверка полноты отражения в учете обязательств

Что позволяет получить присутствие аудитора в инвентаризации?

Присутствие аудитора в инвентаризации ПОЗВОЛЯЕТ ВАМ:

  • инспектировать материально-производственные запасы
  • наблюдать за соблюдением установленного порядка контроля за их сохранностью и отражения в бухгалтерском учете результатов проведения инвентаризации
  • получать доказательства надежности процедур, предусмотренных руководством аудируемого лица
  • минимизировать риск формального проведения инвентаризации путем включения в состав инвентаризационной комиссии независимого аудитора

Задать вопрос о сотрудничестве, наших услугах и их стоимости
вы можете удобным для вас способом:

Оставьте заявку он-лайн

Если Вы заинтересовались возможностью сотрудничества, пожалуйста свяжитесь с нами:

    Нажимая кнопку "Отправить", я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности