Аудит

Обязательный аудит

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. (ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Обязательный аудит проводится:

1) организациями, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентами эмиссионных ценных бумаг, обязанными раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2) организаций, являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организациями, имеющими организационно-правовую форму фонда, в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организациями, соответствующими хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;

5) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

Кроме того, обязательный аудит проводится в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

В частности, это относится к следующим случаям:

№ ппОрганизации, проведение аудита для которых обязательноНорма закона
1Кредитная организация
Головная кредитная организация банковской группы
Головная организация банковского холдинга
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1, статья 42
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1
2Страховая организацияЗакон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1, статья 29, часть 1
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1
3Негосударственный пенсионный фонд
Управляющая компания негосударственного пенсионного фонда
Специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, статья 22
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1
4Акционерный инвестиционный фондФедеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, статья 50, часть 1
5Управляющая компания акционерного инвестиционного фондаФедеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, статья 88, часть 3
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1
6Управляющая компания паевого инвестиционного фондаФедеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, статья 50, часть 1
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1
7Микрофинансовая компанияФедеральный закон от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ, статья 15, часть 4
8Некоммерческая организация – собственник целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ, статья 6, часть 6
9Получатель дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн. руб.Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ, статья 7, часть 2
10Управляющая компания, осуществляющая деятельность по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, если балансовая стоимость этого имущества превышает на конец отчетного года 45 млн. руб.Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ, статья 17, часть 1, пункт 4
11Жилищный накопительный кооперативФедеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ, статья 54, часть 1
12Кредитный кооперативФедеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ, статья 31, часть 1
13Кредитный кооператив второго уровняФедеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ, статья 33, часть 10
14Саморегулируемые организацииФедеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ, статья 12, часть 4
15Саморегулируемая организация в сфере финансового рынкаФедеральный закон от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ, статья 18, часть 3
16Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организацииФедеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, статья 32, часть 1
17Политическая партияФедеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, статья 35, часть 6
18Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимостиФедеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ, статья 3, часть 5
19Туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризмаФедеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ, статья 17.7
20Организации, представляющие и (или) раскрывающие  консолидированную финансовую отчетностьФедеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ, статья 5
21Публичное акционерное обществоФедеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, статья 88, часть 3
22Государственная корпорацияФедеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, статья 7.1, часть 2
23Государственная компанияФедеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, статья 7.2, часть 8
24Публично-правовая компанияФедеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ, статья 16, часть 1
25Российское юридическое лицо, включенное в реестр иностранных агентовФедеральный закон от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ, статья 9, часть 6

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется в ФНС вместе с отчетностью или в срок не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

Обращаем внимание на то, что с 1 января 2020 г. действуют изменения, внесенные в Закон «О бухгалтерском учете» Федеральным законом от 28.11.2018 N 444-ФЗ. Они касаются порядка составления и представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней за 2019 г. и последующие годы.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ предусматривает обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности организации, как правило, только в один адрес. В зависимости от вида экономической деятельности организации таким адресом является либо ФНС России, либо Банк России.

Если аудит был проведен, но аудиторское заключение не было предоставлено или было представлено позже нормативных сроков, сумма штрафа составит:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если аудит не был проведен, сумма штрафа составит (ст. 15.11 КоАП РФ):

  • в первый раз — от 5000 до 10 000 руб.;
  • повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Инициативный аудит

Инициативный аудит, по определению, не обязателен, проводится по инициативе организации, преследующей при этом различные цели:

  • контроль работы бухгалтерии
  • подготовка к налоговой проверке и т.п.

Инициативный аудит проводится в любое время по решению аудируемого лица. Законодательными актами определены категории субъектов и органов управления юридических лиц, которые вправе инициировать проведение аудита. Так, в силу ст. 48 Закона об ООО инициативный аудит может быть проведен по решению общего собрания участников, а также по требованию любого участника общества. В последнем случае оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится.

Налоговый аудит

Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды

Налоговый аудит предполагает проверку правильности ведения налогового учета организации, в том числе:

  • правильность осуществления расчетов налоговой базы и налоговых обязательств
  • правильность составления налоговой отчетности

Кроме того, в рамках налогового аудита организация может получить рекомендации о налоговой оптимизации, а также о налоговых рисках при проведении налоговых проверок.

Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов, в частности:

а) предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;

б) проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта включает в себя:

а) общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;

б) определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

в) проверка методики исчисления налоговых платежей;

г) правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;

д) оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

е) предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

Результат налогового аудита зависит от конкретной цели аудита и поставленных перед аудитором задач. Но в любом случае аудируемое лицо получает информацию о степени точности налогового учета и формируемых в итоге налоговых деклараций (расчетов), наличии либо отсутствии искажений начисленных налогов и страховых взносов, возможных последствиях при наличии выявленных искажений и способах их устранения и т.п.

Кадровый аудит

Кадровый аудит предполагает проверку документации по трудовым правоотношениям и кадровому учёту: трудовые договоры, приказы, распоряжения, должностные инструкции, локально нормативные акты и т.д.

Главная задача кадрового аудита — проверить, оценить и выявить нарушения в ведении документации отделом кадров. Довольно часто руководители не придают значения оформлению приказов, должностных инструкций и некоторых локальных нормативных актов. А зря, ведь они используются не только кадровиками, но и иными службами компании, например бухгалтерией — для расчета и выплаты заработной платы и иных выплат, юридическим отделом — для обоснования своей позиции в суде по трудовому или налоговому спору. Кадровая документация всегда должна быть в порядке.

Как часто проводить такой аудит, каждый работодатель решает самостоятельно. Он может быть приурочен к плановой проверке контролирующими органами, к смене руководителя кадровой службы или ее сотрудников и к иным случаям.

Экспресс-аудит

Данный вид исследований актуален для выявления проблем в ведении учета налогов и бухгалтерии. Многие ошибки возникают непреднамеренно, однако все равно значительно увеличивают риск пагубных последствий для фирмы, если именно в этот момент будет произведена плановая проверка со стороны налоговой. В таком случае траты средств на услуги бухгалтерского экспресс-аудита относятся к расходам на обложение налогами получаемой прибыли. 

От традиционного инициативного аудита экспресс-аудит бухгалтерского учета отличается следующими моментами:

  • более короткие сроки проведения (в пределах пяти суток);
  • производство меньшего количества операций;
  • меньшая цена. 

В свою очередь, от обязательного аудита процедура в формате экспресс отличается возможностью заказа по желанию руководства, а не в обязательном порядке в установленные законом сроки. Провести аудит бухгалтерской отчетности можно тогда, когда захочет владелец фирмы.

Участие аудитора в инвентаризации

 В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, проведение инвентаризаций обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки — передачи дел)
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса
  • в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации, либо в случаях, предусматриваемых локальными документами хозяйствующего субъекта

Цель проведения инвентаризации

Основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета
  • проверка полноты отражения в учете обязательств

Что позволяет получить присутствие аудитора в инвентаризации?

Присутствие аудитора в инвентаризации ПОЗВОЛЯЕТ ВАМ:

  • инспектировать материально-производственные запасы
  • наблюдать за соблюдением установленного порядка контроля за их сохранностью и отражения в бухгалтерском учете результатов проведения инвентаризации
  • получать доказательства надежности процедур, предусмотренных руководством аудируемого лица
  • минимизировать риск формального проведения инвентаризации путем включения в состав инвентаризационной комиссии независимого аудитора

Задать вопрос о сотрудничестве, наших услугах и их стоимости
вы можете удобным для вас способом:

Оставьте заявку он-лайн

Если Вы заинтересовались возможностью сотрудничества, пожалуйста свяжитесь с нами:

    Нажимая кнопку "Отправить", я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности