Обжалование актов налоговой проверки

Большинство налоговых проверок организаций заканчиваются доначислением налогов. Поэтому и вопрос об обжаловании актов, действий и решений налоговых органов, принятых или вынесенных по результатам проведения налоговых проверок, неизменно актуален.

Получив на руки акт налоговой проверки и ознакомившись с изложенными в нем выводами налогового инспектора, не стоит волноваться. Акт налоговой проверки (камеральной или выездной) — это еще не решение налогового органа, он не содержит обязательных для вас предписаний.

Именно поэтому налоговое законодательство не предусматривает возможность обжалования акта налоговой проверки (действий по его составлению) в суд или вышестоящий налоговый орган. Ведь актом налоговой проверки не могут быть нарушены никакие права налогоплательщика. То есть вы сможете возразить на акт, однако обжалованию в вышестоящем налоговом органе или в суде сам по себе акт выездной проверки не подлежит. Он не является окончательным решением по результатам проверки и не содержит предписаний, обязательных для налогоплательщика.

Иными словами, акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, не нарушает прав налогоплательщика, а значит, не относится к актам, которые можно обжаловать (ст. 137 НК РФ). Обжаловано может быть только решение по результатам проверки.

Этот вывод подтверждает позиция Конституционного Суда РФ (см. Определение от 27.05.2010 N 766-О-О)

Вместо этого вам предоставлено право, если вы частично или полностью не согласны с выводами инспектора, изложенными в акте налоговой проверки, представить на акт письменные возражения в течение одного месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Кроме того, вы сможете впоследствии обжаловать в вышестоящий орган и суд решение налогового органа, которое будет принято на основании акта налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 138 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с фактами, приведенными в акте налоговой проверки, и выводами проверяющих, он вправе подать возражения. Возражения подаются в письменном виде. Они могут касаться как акта налоговой проверки в целом, так и отдельных его частей (п. 6 ст. 100 НК РФ).

При написании возражений целесообразно сосредоточиться на вопросах, которые касаются существа проверки (сумма доначислений, документальное подтверждение фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика). На вопросах, связанных с нарушениями процедуры проверки, например сроков ее проведения, делать акцент не стоит.

Порядок представления возражений на акт налоговой проверки установлен в п. 6 ст. 100 НК РФ.

Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится один месяц со дня получения экземпляра такого акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

По правилам п. 5 ст. 6.1 НК РФ указанный срок истекает в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта налоговой проверки.

По истечении указанного срока у налоговиков есть 10 рабочих дней, чтобы рассмотреть материалы проверки и вынести решение по ее результатам (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Отметим, что вовремя представить возражения в инспекцию в ваших интересах. Ведь если она получит их позже установленного срока, может выйти так, что рассмотрение материалов проверки будет проходить без ваших возражений. А значит, и решение руководитель инспекции (его заместитель) может вынести без учета вашей позиции.

Поэтому мы рекомендуем вам предпринимать усилия, чтобы как можно раньше получить на руки акт налоговой проверки и вовремя представить на него возражения.

Задать вопрос о сотрудничестве, наших услугах и их стоимости
вы можете удобным для вас способом:

Оставьте заявку он-лайн

Если Вы заинтересовались возможностью сотрудничества, пожалуйста свяжитесь с нами:

    Нажимая кнопку "Отправить", я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности